В начале ХХ века Россия переживала экономический подъем. Изобретены
телеграф, телефон и даже кинематограф. На дорогах России все чаще встречаются
автомобили, составляя конкуренцию гужевому транспорту. Однако по-прежнему
только с помощью почтовых отправлений можно было наиболее просто и доступно
передать рекламное сообщение в большинство городов и селений страны. И хотя
дороги и работа почтового ведомства оставляли желать лучшего, все же именно
почта была единственным звеном связи между продавцом и покупателем в России. И естественно,
предприниматели довольно полно использовали возможности прямой рекламы. (...)
Достаточно популярным носителем
рекламы было открытое письмо (открытка). Выпускались они нескольких типов:
открытки-плакаты, открытки-иллюстрации и художественные открытки с
надпечатанным рекламным текстом, а также обычные фирменные открытки с названием
фирмы и адресом. Рассмотрим их в этой последовательности.
Открытые письма-плакаты
выпускались частными фирмами с рекламой товара или услуг на лицевой стороне
письма. Печатали их, как правило, в столичных или зарубежных типографиях,
таких, как типография В.И.Маркус, С.П.Б., литография Т.Киббель, С.П.Б. и т.д.
Отличались они высоким художественным уровнем исполнения и несли в себе сильный
рекламный заряд. Например, в открытом
письме мыловаренного завода "Волга" (см. илл.) или т - ва
"Блок" с рекламой счетных машин (см. илл.).
Создание и печать таких
открыток были достаточно дорогим делом. Поэтому их имели только фирмы с большим
капиталом.
Не менее популярны были
открытки-иллюстрации. Фирмы выпускали их сериями. Часто продавали их в
магазинах фирм или просто дарили, а также использовали в качестве фирменных
писем. На каждой открытке изображен какой-то интересный сюжет, непременным "участником"
которого был рекламируемый товар, как, например, шины т - ва "Проводник" (см. илл.). Фирмы победнее
закупали тираж художественных открыток и надпечатывали свой рекламный текст на
лицевой стороне, но чаще на обороте.
Не отставали от частных фирм
благотворительные общества и государство. Так, благотворительные конторы
выпускали в конце прошлого века открытые письма, по краям которых размещались
рекламные объявления множества фирм.
С двух сторон таким образом
размещалось до 10-15 рекламных объявлений. Середина же открытки свободно
вмещала адрес и сам текст письма. Даже в 20-е годы рекламное агенство
"Связь" использовало такую форму открытки для рекламных целей. (см.
илл. 14 и 15). До революции купить
такие открытки можно было в магазинах, торгующих канцелярскими товарами, а
также на почте, в табачных киосках и других лавках. Прибыль от их продажи
поступала благотворительным обществам.
В 1916 году министерство
финансов России наряду с марками выпустило множество открыток-плакатов с
одинаковым изображением с целью пропаганды военного займа, крайне непопулярного
среди народов России.
И наконец, рекламисты даже
создали в 1907 году газету-открытку под названием "Муха". Это издание
имело форму буклета, одна из полос которого содержала необходимые почтовые
элементы: надпись - открытое письмо, место для марки и разграничительные линии
для адреса. Одна полоса этой газеты-открытки полностью была отдана под
рекламные объявления.
Прошло практически столетие с
тех времен. Многие из перечисленных форм прямой рекламы уже утратили свою
актуальность, но в опыте прошлого всегда содержится рациональное зерно. Важно
помнить, что "новое - это хорошо забытое старое".
Сергей Чередниченко
Перепечатано с сокращениями из газеты "Рекламист", N 2, 1995 г.
Использованы иллюстрации, опубликованные в газете "Рекламист
Источник http://www.philocartist.su/articles/articles7.html