Я люблю часами бродить по городу,
а иногда сесть в машину или на поезд
и очутиться вдруг в его окрестностях…
Все невзгоды, усталость уходят,
и ты отдаёшься во власть воспоминаний
и столько сил черпаешь для своей работы,
столько сразу в тебе рождается мыслей
и планов на будущее, что кажется,
будто жизнь только начинается…
(Николай Спиридонович Тагрин)
Современный человек живет в эпоху бурного развития науки, техники, огромного потока впечатлений, буквально обрушивающихся на него ежедневно и ежечасно. Окружающий мир постоянно и настойчиво информирует о себе, о событиях, происходящих в самых разных уголках планеты. Однако человек стремится познать не только сегодняшнюю многогранную жизнь, но и погрузиться в мир прошлого, вдохнуть аромат ушедших эпох, узнать, как и чем жили люди раньше.
С большим вниманием мы изучаем архитектуру, искусство прошлого, дошедшую до нас культуру разных стран и народов. Однако не только давно ушедшее интересует нас, нас привлекают дела и события более близкого времени.
Коллекционированием предметов, помогающих нам глубже познакомиться с прошлым, занимаются многие энтузиасты. Самые разные вещи могут быть предметом коллекционирования. Одним из таких объектов собирательства стала открытка — изобретение последнего столетия. Человек коллекционировал уже тогда, когда еще только учился обращаться с огнем, об этом убедительно рассказывают многочисленные раскопки археологов. И, кажется, не было такой вещи, которая когда-нибудь не служила бы предметом его собирательства. Академик Иван Петрович Павлов в своем труде «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных» в главе «Рефлекс цели» специально посвящает несколько страниц анализу коллекционерства, являющегося, по его выводам, «самой чистой, типичной и поэтому особенно удобной для анализа и вместе с тем самой распространенной из всех форм обнаружения «рефлекса цели».
О том, как широко понимал Иван Петрович Павлов процесс коллекционирования, о той большой и важной роли, которую он отводил ему в жизни человека, лучше всего свидетельствуют следующие его строки: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшение, вся культура делаются рефлексом цели, делаются только людьми, стремящимися к той или иной поставленной ими себе в жизни цели. В своих мыслях великий физиолог здесь еще раз предстает перед нами как философ, почти с поэтической страстностью воспевающий все прекрасное в жизни.
Ведь в каждом деле, большом или малом, обязательно нужно увидеть высокую цель, тогда оно сразу становится желанным, необходимым, тогда, как в сказке, окажутся побежденными трудности, стоящие на пути. Когда же цель ясна, нужно найти лучшие пути к ее достижению.
Народная мудрость гласит: «Из капель — море, из песчинок — гора». Нужно неуклонно, изо дня в день добиваться намеченного, учиться пытливо, проникновенно находить в малых, незаметных вещах частицу настоящего, большого, сумев из них создать нечто целое, неизмеримо более значительное, чем простая их механическая сумма. Именно в этом и заключается благородная задача коллекционера, умеющего увидеть «великое в малом», своим увлеченным трудом превращающего количество в качество, создающего новые культурные ценности.
Деятельность коллекционера складывается из трех основных моментов:
Первый — приобретение нового материала. Этот момент, несущий в себе много чисто спортивных волнений и радостей, может, однако, стать доминирующим. Заключенное в нем собственническое начало таит коварную опасность незаметного превращения коллекционера в разновидность стяжателя — Плюшкина.
Второй — обработка и хранение собранного материала. Отсутствие продуманной систематизации неизбежно превращает любое собрание в пыльный склад случайных предметов. Привычка к длительному, пытливому исследовательскому труду поневоле заставляет коллекционера впитывать в себя новые знания из различных областей человеческой деятельности. Постоянное соприкосновение с любимым делом неизменно способствует развитию эстетического вкуса. Наконец, естественный, завершающий итог процесса коллекционирования — та настоящая, большая, осмысленная цель, оправдывающая долголетний, кропотливый труд собирателя, достижение которой с лихвой вознаграждает за все перенесенные лишения, приносит глубокое удовлетворение и превращает жизнь в праздник, — это польза и эстетическое наслаждение, доставляемые плодами коллекционерской страсти многим людям. В жизни нас постоянно окружает множество маленьких, незаметных, казалось бы, вовсе ненужных вещей, к которым мы подчас так привыкаем, что перестаем их замечать, а нередко и безжалостно уничтожаем. Между тем у них есть своя жизнь, часто имеющая любопытную историю, насыщенную глубоким и разносторонним содержанием, изучая которую можно узнать немало нового, интересного.
Один из таких скромных предметов, с которыми приходится сталкиваться нам очень часто, — иллюстрированная открытка. По статистическим материалам Международного почтового союза в Берне («Statistique general du service postale») общее количество открытых писем, отправляемых почтой за год по странам, входящим в союз, достигает 15 миллиардов экземпляров! Необходимо еще принять во внимание огромное развитие коллекционирования чистых (неиспользованных) иллюстрированных открыток, благодаря чему многие из них вообще минуют почту, поэтому ежегодный мировой тираж открыток гораздо больше.
Иллюстрированную открытку можно найти в каждом доме. Альбом с сотней любимых карточек — это, по существу, уже маленькая коллекция, и таких коллекций на земном шаре больше, чем любых других коллекций (почтовых марок, монет и т. п.). Собиратели открыток — это люди самых разнообразных возрастов, профессий, национальностей, убеждений.
Уже в конце XIX века возникают многочисленные международные общества и клубы собирателей открыток, или, как принято их называть, — филокартистов, таким образом, ответом на вопрос как называется коллекционирование открыток, является: филокартия (от греческого слова phileo – люблю и латинского carto – карта), они организуют широкий международный обмен материалами. Начинают издаваться специальные журналы, посвященные открыточному делу, устраиваются международные выставки, аукционы.
В чем же секрет такой необычайной популярности иллюстрированной открытки, почему она уже давно и прочно переросла свое первоначальное значение почтового отправления? Основная причина кроется в том, что наряду со своей «демократичностью» (удачным стандартным портативным размером и дешевизной) она поднялась на высокий художественный уровень и удивительно полно откликается на многие явления человеческой жизни. С ее помощью вы можете совершить путешествие, мгновенно очутившись в любом уголке земного шара, изучать жизнь и быт населяющих его народов, заняться историей, приблизиться к любому виду искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, музыке, театру, кино. На открытках проходят галереи портретов выдающихся деятелей самых различных областей человеческой культуры. Открытка посвящается различным наукам, на ней отображена история техники, она рассказывает о всех видах спорта, наглядно и убедительно агитирует, заставляет смеяться, неизменно поздравляет с праздником.
Большую роль в жизни каждой коллекции играют также дублеты (двойники). Помимо того, что они в качестве обменного фонда служат постоянным источником роста коллекции, они необходимы при устройстве выставок, различных показов, сохраняя от изнашивания основные коллекционные фонды. И самое главное — они могут быть вставлены в коллекцию параллельно с ее основными фондами, по своим вторичным темам. Это ни в коем случае не засоряет коллекцию, а, наоборот, способствует ее творческому росту, обогащает многие ее темы, избавляет изучающих материал от утомительных и трудоемких поисков его в разных отделах коллекции согласно карточкам-сноскам вспомогательной картотеки. Бывает и так, что вторичная тема открытки может гораздо чаще привлекать к себе внимание зрителя, чем основная. В таком случае может быть полезной организация из коллекции постоянно действующих выставок, куда в виде исключения, за неимением дублетов, могут быть переброшены на долговременное хранение даже отдельные основные экземпляры.
Коллекция, к примеру, может состоять из таких разделов, как поздравительные открытки, детские, юмористические, открытки-курьезы, религиозные, личные. Поздравительные открытки сгруппированы по различным праздникам, открытки-курьезы включают в себя любопытные экземпляры, выделяющиеся своим необычным содержанием, размером, формой, материалом, из которого они сделаны, способом изготовления, даже пропитанные различными запахами... Личные — это открытки, присланные близкими и друзьями самому собирателю.
К примеру, почтовые карточки можно разделить на две основные категории: почтовые маркированные карточки (первая русская почтовая карточка была немаркированной) и иллюстрированные открытки.
Почтовые маркированные карточки делятся на две группы: без изображения (одинарные и с оплаченным ответом)
и с изображением
Иллюстрированные открытки бывают:
1.Репродукционные (воспроизводящие произведения изобразительного искусства) и репродукционно-документальные (фотографии).
2.Оригинальные (так называются открытки, изображения на которых исполнены художниками специально для открыток; к примеру открытки худ.Федотовой).
Разнообразен мир оригинальных открыток. Среди них поздравительные открытки - одинарные, двойные и тройные, к знаменательным датам, семейным праздникам; детские - иллюстрации к сказкам, кинокадры, юмористические, сатирические, фотомонтажи; тематические; рекламно-агитационные; плакатные; политические.
Крайне разнообразны способы систематизации видовых открыток. Здесь всё зависит от целей и задач собрания.
Ещё нужно сказать, что трудно бывает провести четкую границу между открыткой и фотографией. Мы знаем множество изданий, где оборотная сторона остается совершенно чистой — на ней отсутствует даже традиционное — «Сагtе postahe», и только на обложке всей серии стоит лаконичная надпись: «Открытки». Нужно ли такие экземпляры включать в состав коллекции? А если и на обложке будет отсутствовать оправдательное для этого слово «открытки» и сохранится только их международный стандартный формат? А если неизвестно, были ли открытки-фотографии изготовлены для общего распространения или исключительно для личного пользования их автора? Можно отыскать еще много таких — «а если». Пожалуй трудно отказаться от интересного фотоснимка или печатного оттиска, при условии, что он совпадает с международным форматом открытки. Поэтому такой материал можно рассматривать как диалектическое развитие открытки, как один из результатов ее интенсивного проникновения в жизнь. Следующим после систематизации, не менее важным моментом является способ хранения материалов коллекции. От рационального храпения во многом зависит скорейшее нахождение требуемого материала, его обозримость и, наконец, — сохранность.
Способы хранения могут быть трех видов: альбомный, картотечный, комбинированный.
Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, которые мы и разберем. Самым совершенным способом хранения коллекции, безусловно, является альбомный, при котором все ее материалы вставлены в специальные альбомы с имеющимися в них прорезями для продевания уголков открыток.
Альбомы лучше всего сохраняют открытки, особенно пи самое уязвимое место — уголки, которые при частом рассматривании вне альбома неизбежно портятся. Но, кроме лишних затрат, большим неудобством этого способа является резкое увеличение габаритов коллекции и ее веса. В среднем объем и вес коллекции разрастается за счет альбомов в 2— 3 раза. При выборе типа альбомов нужно также учитывать целый ряд существенных соображений: Во-первых, желательно обеспечить коллекцию однотипными стандартными альбомами со вкладными (не сброшюрованными) листами (на шнуровках), позволяющими легко, каждый раз по-новому группировать взаимозаменяемые листы по мере неизбежного количественного роста коллекции. Кроме того, никогда не следует забывать об эстетическом впечатлении от коллекции в стройной панораме одинаковых альбомов.
Вместимость альбомов не должна быть большой. Опыт показывает, что наиболее удобными для работы являются альбомы, на каждой странице которых помещаются две открытки, с общим количеством 24—36 листов, то есть 100—150 открыток. В современных изданиях все аннотации обычно размещаются на оборотной стороне открытки. Все в тех же целях ее сохранности, во избежание ее лишнего вытаскивания из альбома, хочется рекомендовать необходимые надписи помещать на одинаковых узких полосках бумаги, длина которых соответствует вертикальному пли горизонтальному размеру открытки. Эти бумажные полоски вставляются в соответствующие альбомные прорези поверх самой открытки. Ни в коем случае нельзя их приклеивать к альбому или к открытке, тем более недопустимо делать любые надписи, любым способом, в любом месте альбома или открытки. При заполнении альбома необходимо заранее рассчитать возможное расширение данной темы, оставив в нем впрок пустые места для будущих пополнений, которые могут быть расположены в середине, так и в конце альбома.
Следующий, картотечный способ хранения открыток также имеет ряд преимуществ и недостатков.
Основным его преимуществом по сравнению с альбомным способом является портативность. Не менее важным положительным качеством является его дешевизна. Освобождается также время, затрачиваемое на вставку и перестановку открыток в альбомах, на изготовление вкладываемых в альбомы аннотаций, перенесенных с оборотных сторон открыток. Его отрицательные стороны — от постоянного перебирания открытки гораздо быстрее изнашиваются, просмотр их замедляется. Для того чтобы несколько предохранить открытки от износа, можно рекомендовать вкладывать их в конверты с надписями основных тем. Кроме того, границы каждого отдела, подотдела, раздела и т. д. отмечаются специальными картонными или пластмассовыми карточками-разделителями все убывающих размеров, на выступающих частях которых наносятся соответствующие обозначения. Выступающие над открытками части карточек-распределителей могут находиться или вверху, или сбоку, в зависимости от принятого формата ящиков для хранения открыток.
Полезно также иметь некоторое количество карточек-закладок ярко-красного цвета и выделяющейся формы, вкладываемых каждый раз, вместо отсутствующих временно по той или иной причине открыток.
Есть также коллекционеры, принципиально игнорирующие открытки, исписанные или плохой сохранности. Самый интересный сюжет для них просто не существует, если только в попавшем к ним экземпляре обнаруживается внешний изъян. Спору нет, куда как приятнее держать в руках открытку безукоризненно целую и свежую. Но можно ли себе представить серьезную работу ученого, археолога или историка, если он отбросит, как ненужные, не пригодные для исследования остатки костей древнейшего ящера, или чудом сохранившиеся обрывки старинного манускрипта, или осколки прекрасной вазы только потому, что тысячелетия или века не соизволили ему преподнести находку в лучшем виде? Филателист считает обесцененной почтовую марку, у которой не хватает всего лишь одного зубчика, при этом горделиво ссылается на законы науки — филателии. Но к счастью, до сих пор еще не было написано ни одного научного труда, в котором бы серьезно защищалась такая же нетерпимость по отношению к иллюстрированной открытке. И нет сомнения, что пожелтевшая, ветхая от благородной старости антикварная открытка еще очень много раз скажет свое веское слово при изучении явлений прошлого...
Гораздо ценнее научиться правильно хранить открытку, и если она почему-либо «заболела», то суметь ее как следует и вовремя вылечить...
На этом также стоит остановиться. Реставрация поврежденной открытки — это сложная работа, требующая большого умения и любви. Начнем с рассмотрения ее некоторых «эпидемических» болезней. Как уже подчеркивалось, чаще всего время накладывает свой отпечаток на ее уголки. Уголок может быть надорван. При надрыве вдоль слоев бумаги их нужно склеить декстриновым клеем. Этот клей можно долго сохранять — во избежание плесени достаточно прибавить к нему несколько капель формалина. При засыхании он легко восстанавливается, разбавленный теплой водой. При разрыве поперек бумажных слоев приходится накладывать на него бумажный пластырь или кусочек прозрачной склеивающей липкой ленты. Разумеется, эти хирургические швы должны по возможности оставаться на оборотной стороне открытки. Если верхний слой на углах поврежден более значительно, то рекомендуется предварительно загрунтовать эти места цинковыми белилами или другими красками. Важно, чтобы цвет грунтовки был подобран строго в соответствии с тоном бумажного слоя, на который он накладывается. Все мелкие неровности, проколы, трещины, изломы хорошо заполняет тушь. Опыт показывает, в каких случаях можно обойтись и без грунтовки, непосредственно закрасив поврежденный угол гуашью или акварелью.
В случае если угол открытки надломлен, его надо предварительно расщепить (плотность бумаги открыток старых изданий позволяет это сделать без труда), вставить в расщелину две склеенные вместе полоски папиросной бумаги, заклеить вставку, а затем, резав по линиям открытки всю лишнюю бумагу, загладить с обратной стороны на ровной поверхности и положить открытку несколько часов под пресс. При отсутствии декстринового клея можно использовать рыбий клей или обыкновенный крахмал. Но нельзя употреблять клей химических сортов, особенно канцелярский, который постепенно съедает краски, в результате чего, спустя некоторое время, открытка начинает линять. Казеиновый клей также впоследствии вызывает потемнение красок.
Особенно неприятны бывают надписи, портящие лицевую сторону открытки. Если они сделаны простым карандашом, то удалить их сравнительно просто, при помощи резинки или мягкого белого хлеба. Чернильные надписи и пятна на белой поверхности осторожно счищаются лезвием бритвы, жесткая резинка деформирует характер поверхностного слоя бумаги, поэтому употребление во всех случаях нежелательно.
Разумеется, перечисленные способы реставрации далеко не исчерпывают всех рецептов, имеющихся в арсенале специалиста, и предназначены в основном для домашних условий. Но есть случаи, когда печатные издания можно вылечить только в специально предназначенных для этого лабораториях. Речь идет главным образом об основном биче библиотек и архивов — о бумажном грибке, который, проникая в хранилище, может постепенно уничтожить все ценнейшие фонды. Борьба с ним весьма сложна и требует множества усилий и квалифицированных способов уничтожения. Бумажный грибок бывает двух основных видов — красный и желтый. Особенно губительным для бумаги является красный. При заражении грибком на бумаге появляются красные или желтые пятна, постепенно распространяющиеся по всей бумажной массе, которая становится хрупкой и рассыпается при малейшем прикосновении к ней. Поставить правильный диагноз заражения грибком может лишь опытный специалист. Поэтому в случае подозрений проникновения грибка, необходимо немедленно отделить сомнительные экземпляры от здоровых, проконсультироваться о причинах изменения их внешнего вида у местных библиотечных или архивных работников и в случае невозможности в наличных условиях оздоровления пораженных экземпляров, безжалостно уничтожать, как это, к прискорбию, иногда приходится делать даже в общественных хранилищах.
Весьма часто многими задаётся все тот же вопрос — как можно так долго постоянно заниматься такой скучной работой? Но разве скучно, если в результате на твоих глазах растет и развивается любимое детище и, кроме того, за кажущимся однообразием скрыто столько различных впечатлений — сегодня мне захотелось побывать где-нибудь в экзотических тропиках, и я всецело отдаюсь разбору открыток острова Цейлона или Экваториальной Африки; завтра, после прочтения «Очарованной души» Ромена Роллана, является потребность ощутить атмосферу парижских будней, и я с головой погружаюсь в дебри тысяч старых фотографий, почти осязаемо воскрешающих подробности ушедшего прошлого великого города... Или с, наслаждением в следующий раз окунаешься в изучение прославленных шедевров искусства. А сколько при этом приходится, подчас поневоле, задать окружающим неожиданных вопросов, перелистать всевозможной справочной литературы! Нет, только люди, не дающие себе труда, как следует вдуматься, могут считать коллекционирование открыток неинтересным занятием, что конечно же, в корне неверно.
Источник http://www.coordinated.ru/publ/2-1-0-97