«Предками» иллюстрированной открытки можно считать некоторые древнеегипетские письмена с рисунками. О такой «открытке» поведал немецкий египтолог Мюнцер: «На сохранившейся фреске погребальной пещеры Нумхотена в Бенигассане, из эпохи приблизительно за 2000 лет до н. э. представлен рисунок, изображающий доклад о вторжении семитического племени, причем довольно ясно изображены открытый лист и сверток. Этот открытый лист по древнеегипетскому обычаю не только покрыт письменами, но и украшен рисунком события. Итак, это было открытое иллюстрированное письмо в том роде, как наши современные открытки».
Фреска погребальной пещеры Нумхотена
в Древнем Египте
Это «открытое письмо», очевидно, было не единственным. До наших дней дошли документы Древнего Египта, насчитывающие семь с половиной тысяч лет. Можно предполагать, что такого рода «открытки» существовали в Древнем Египте и значительно раньше.
Идеографические письма, характерным примером которых являются древнейшие египетские, возникли из писем-рисунков, свойственных и поныне народам, не имеющим письменности. Эти повествовательные рисунки (пиктографии) изображали отдельные предметы, события и т. п.
Потребность общения была присуща человеку с древнейших времен. В Европе, Азии, Северной Америке на скалах и стенах пещер сохранились изображения людей, сцен охоты, животных и разных предметов. Эти рисунки (петроглифы) отражают жизнь и быт наших далеких предков.
От эпохи первой вавилонской династии сохранились два письма, находящихся в Лувре. Письма адресованы некоей Бибии от Джимил-Мардука и Хусутии от Навиртума. Это глиняные таблички-послания, написанные клинописью.
Такие же таблички нашел во дворце ассирийского царя англичанин Ляйярд. Для сохранения тайны переписки глиняные таблички покрывали слоем глины. Это был своего рода предшественник конверта. Сверху писали адрес. Табличка подвергалась обжигу, и конверт плотно прикрывал текст. Когда «письмо» надо было вскрыть, табличку подвергали вторичному обжигу. Образовавшиеся при этом водяные пары легко отделяли ее. Поэтому, если египетский «открытый лист» напоминал Мюнцеру иллюстрированную открытку, то ассирийские и вавилонские глиняные таблички, заключенные в подобие конверта, в какой-то мере можно считать предшественниками иллюстрированной и обычной почтовых открыток.
В 1951 году мир облетела новость об интереснейших находках. При раскопках в Новгороде были обнаружены в большом количестве берестяные грамоты — сотни берестяных писаниц рядовых новгородцев — мужчин, женщин, детей. Известна записка «От Бориса ко Ностасии»: «Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле».
Эти писаницы разрушили легенду о неграмотности в Древней Руси и свидетельствуют о высокой культуре Древнего Новгорода и других русских городов. С этими грамотами, написанными около тысячи лет назад, можно ознакомиться в Государственном Историческом музее. Таковы «письма» древних народов. Одни — на папирусе, другие— на глине, третьи— на пергаменте, четвертые — на берестяной коре.
Древний Египет, Древняя Персия, Древняя Греция, Арабский Халифат имели и свою почту, которая служила для государственной переписки. Почта Римской империи («Cursus publicus»), основанная императором Августом (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), пересылала и частную корреспонденцию, но по значительной цене, доступной только состоятельным людям.
Без устали носились по странам древнего мира гонцы с важными донесениями и приказами. «Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними», — писал знаменитый греческий историк Ксенофонт о гонцах персидского царя Кира. И действительно, с невероятной быстротой бежали гонцы древних греков— гемеродромы.-Гонец полководца Мильтиада, разбившего в 490 году персов и спасшего Афины, принес афинянам эту радостную весть, осуществив «марафонский бег» в 42 км 195 м. Вардарии Древнего Рима на своих скакунах делали по 150 км в сутки. Но особой скоростью отличался бег гонцов древних инков. Их эстафетная почта пробегала 400 км в сутки!
Менялись общественные формации. На развалинах Римской империи возник феодальный строй. Феодалы также вели переписку и имели свою феодальную почту.
Значительно окрепшие и разбогатевшие монастыри обзавелись своей монастырской почтой.
Возникший в XII веке, Парижский университет, членами которого являлись не только преподаватели и студенты, но и аптекари, трактирщики, сапожники, продавцы книг и пергамента, создал одну из любопытнейших видов почты — университетскую почту, появившуюся в самом конце XIII века. Разрешение учредить ее было дано королем Филиппом Красивым в 1296 году.
А вот почта Германии была организована мясниками. Объясняется это тем, что мясники, развозя мясо и перегоняя скот, путешествовали по всей стране. Они имели лошадей, станции для их замены. Почтовые услуги, не требовавшие дополнительных затрат, оказались настолько выгодными, что почта мясников просуществовала до XVII века.
Создание регулярной французской почты относится к XV веку. В 1464 году Людовик XI ввел перекладные станции, где курьеры меняли лошадей и для ободрения получали немного вина В XV и XVI веках появились регулярные почты и в других европейских государствах. Наряду с государственной почтой в некоторых странах предоставлялись концессии на почтовые услуги частным лицам.
Свыше четырех веков насчитывает польская почта. Она одна из наиболее старых в Европе. В «Парижском почтовом альманахе» («Almanach de la petite poste de Paris») за 1777 год можно прочесть: «По почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом, открытые для всякого. Много спорили об этом нововведении, изобретенном гравером Демезоном. Находят, что при этом поощряется беззастенчивость прислуги, которая таким образом входит в ваши секреты». Может быть, именно подобные «доводы» и не позволили еще тогда широко распространиться этому виду связи.
К глубокому сожалению, гравированные карточки Демезона не сохранились, хотя, судя по сообщению того же Альманаха, их было немало, они были разнообразны по сюжетам и оформлению, с текстом и без него. Их можно очевидно рассматривать как первые поздравительные открытки. Развозились они дилижансами.
30 ноября 1865 года на почтовой конференции в г. Карлсруе в Германии обер-почтмейстером Пруссии Генрихом Штефаном было сделано предложение о введении нового «почтового листка» («Роst,-blatt), предназначенного для открытых сообщений. «Почтовый листок» Штефана содержал уже основные признаки сегодняшней открытки. Но им был предложен слишком высокий почтовый сбор, в один зильбергрош, поэтому предложение его тогда не было применено.
Не зная ничего о предложении Штефана, профессор военной академии в Вене Эммануил Герман 26 января 1869 года в газете «Neue freie presse» писал о необходимости введения карточек, которые он назвал уже «почтовыми карточками» («Роstkarten»). По его мнению, такие карточки следовало отправлять почтой в открытом виде по цене 2 крейцера, но разрешить писать на них не более двадцати слов, включая адрес и подпись. Это ограничение неизбежно создало бы массу трудностей для работников почты и широкой публики.
Австрийское правительство, вспомнив предложение Штефана и сочетав его с дешевым тарифом, который отстаивал Герман, 22 сентября 1869 года выпустило первые в мире почтовые открытые письма. Они были сделаны из плотной желтоватой бумаги размером 123X83 мм, несли надпечатку «Korrespondenz karte» («карточка для корреспонденции») по-немецки, или «Levelez`esi lap» по-венгерски, в их правом углу была отпечатана почтовая марка лимонного цвета достоинством в 2 крейцера.
Первое в мире почтовое
открытое письмо.
Австро-Венгрия. 1869 год
Первые австрийские открытки еще не имели рисунка. Происхождение же современных иллюстрированных открыток таково: немцы приписывают изобретение иллюстрированной открытки некоему книготорговцу Шварцу из Ольденбурга, который в день объявления о мобилизации германских армий 16 июля 1870 года выпустил первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне, размером не больше почтовой марки, изображающей артиллериста с пушкой, а вслед за тем п еще две серии открыток, по 25 штук в каждой, с рисунками из издаваемого им же иллюстрированного журнала «Volksbot».
В ноябре того же года, во время франко-прусской войны, в местечке Конли, близ города Силле-де-Гильом в Бретани, было сосредоточено около 40000 французских войск под командованием генерала Кератри. В один прекрасный день во всей округе оказались исчерпанными запасы почтовой бумаги и конвертов. Солдаты начали отправлять письма на всевозможных бумажных обрывках, возникли почтовые недоразумения. Тогда один предприимчивый местный книготорговец Леон Беснардо выпустил в продажу кусочки бристольского картона размером 66 X 98 мм. Вскоре, подметив, что некоторые корреспонденты стали на них, кроме текста, изображать и рисунки, он заказал художнику (имя которого не сохранилось) рисунок патриотического содержания, который отпечатал на своих карточках литографским способом в городе Ренне, первую в мире иллюстрированную открытку в современном смысле этого слова. Успех оказался колоссальным, и вскоре им уже была выпущена еще одна карточка с рисунком, посвященным армии и флоту.
Первое в мире почтовое
открытое письмо.
Австро-Венгрия. 1869 год
Развитие капитализма и возникшая в связи с этим потребность в массовых перевозках грузов способствовали росту и усовершенствованию железнодорожного и водного транспорта. Вызванное этим оживление почтовых сношений между странами в свою очередь сделало необходимым реорганизацию почтового дела. В 1874 году на всемирном почтовом конгрессе в Берне (Швейцария), при участии представителей 22 государств был учрежден Всемирный почтовый союз. Он одобрил выдвинутое Штефаном предложение о ликвидации существовавших до этого в различных странах разнообразных почтовых тарифов. Единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты легли в основу всеобщей почтовой конвенции, подписанной 9 октября 1874 года, что устранило основные помехи, мешавшие развитию международного почтового обмена. Был установлен единый международный размер открытого письма 90 X 140 мм (в 1925 году введён новый международный размер 105 х 150 мм). С этого времени начинает широко распространяться новый, самый дешевый вид почтового отправления — открытое письмо.
Уже в 1875 году в странах — членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открытых писем. В 1900 году это число увеличивается до 2,8 миллиарда, в 1934 году оно превышает 6 миллиардов, а к настоящему времени, как уже отмечалось выше, достигает ежегодно 15 миллиардов экземпляров. И среди них — огромное количество иллюстрированных открыток. Несмотря на то что первые издания были достаточно примитивны и по тематике и по полиграфическому исполнению, они сразу же завоевали симпатии широкой публики. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и заметки в газетах и журналах того времени. Первые иллюстрированные открытки были только черно-белые. Вскоре стали выпускаться цветные, но все еще несовершенные хромолитографии. В конце девяностых годов XIX века появляются автотипия и фототипия, сперва черная, потом сепия и цветная. Фототипия надолго становится основным видом иллюстрированной открытки, особенно географической. Затем начинают применять способы цинкографии и ксилографии, а еще позже стали выпускать гелиогравюры и фотооткрытки. Накануне первой мировой войны быстро завоевывают общее признание меццо-тинто и офсет, что дало возможность резко увеличить количество открыток. Широкое распространение иллюстрированной открытки уже давно создало новый, весьма доходный самостоятельный вид предпринимательства.
В отдельных странах открытка становится существенной частью общего экспорта, например в такой туристской стране, как Швейцария. Некоторые фирмы работают специально на иностранного потребителя. Так, известная шведская фирма «Гранберг» до 1917 года издавала многочисленные виды русских городов исключительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей. До 1914 года в Англии можно было купить виды английских городов с надписью: «Майе т Сег-тапу» («сделано в Германии»). Качеством немецкая открытка не уступала английской, а ценой была дешевле.
Большая часть современных зарубежных издательств специализируется на выпуске открыток какой-нибудь определенной тематики. Наряду с этим имеются и крупные фирмы, выпускающие открытки всех видов и жанров. Каждая из фирм, как правило, стремится типизировать свои открытки, чтобы они всем своим «лицом» — оформлением, бумагой, даже шрифтом и расположением надписей — сразу отличались от продукции других фирм. В особенности это касается изданий по искусству.
Открытка выпускается, кажется, на все случаи человеческой жизни. В Париже в 1905 году появились «открытки для покойников», которые опускались в специально установленные для этого рядом с могилой урны. Огромные доходы в своё время принесли издателям открытки с портретами французского лётчика Луи Блерио, впервые осуществившего сенсационный перелёт через Ла-Манш (1909 год).
Французский авиатор Луи Блерио
на борту своего моноплана после
перелёта через Ла-Манш. 1909 год
Не меньшей популярностью пользовались открытки-снимки с крупнейшего по тем временам парохода «Титаник» (1912 год). В начале века многие гостиницы предоставляли комнаты, оклеенные вместо обоев иллюстрированными открытками с тематикой по желанию жильца. В те же годы приобретают популярность стереоскопические (объемные) открытки с двойным фотографическим изображением, совмещающимся при рассматривании его через специальный оптический прибор — стереоскоп. В наши дни объемные открытки, изготовленные по так называемому методу «паралакс-панорамо-граммы», достигли удивительного совершенства. Без каких-либо вспомогательных оптических средств вы видите почти чудо — окрашенное в естественные цвета перспективное изображение, которое вы в состоянии рассматривать под разными углами, с разных точек зрения, и это создает настолько полное впечатление его объемности, что, кажется, просто невозможно удержаться и не заглянуть за него, чтобы узнать, что же все-таки находится там, где-то сзади.
Изготавливаются во множестве открытки с применением дерева, металла, целлулоида, шелка, кожи, птичьих перьев, бисера, светящихся красок... открытки необычной формы, гигантских размеров или такие, которые можно посылать по почте по частям, складывая из них постепенно все изображение, открытки с различными запахами, открытки, на которых при рассматривании против света неожиданно обнаруживается совершенно другой рисунок. Выпускаются пищащие, мяукающие, поющие открытки. Уже в 1905 году, появляются первые звучащие открытки с наклеенными на них маленькими гибкими граммофонными пластинками с музыкальными записями или голосом отправителя.
Источник http://www.coordinated.ru/publ/2-1-0-98