Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:

Выдающиеся филокартисты

Мяник Сергей Сергеевич

Мяник Сергей Сергеевич

13 марта 2014 года ушел из жизни известный петербургский коллекционер Сергей Сергеевич Мяник.

Он был настоящим петербургским интеллигентом, большим знатоком истории Санкт­Петербурга.

Сергей Сергеевич Мяник родился 24 мая 1919 года в Петрограде в одном из красивейших районов города – на Петроградской стороне. Это были труднейшие годы в истории России, что, естественно, отразилось на людях и их судьбах.

Мама воспитывала Сережу одна, она много работала, сын тоже с раннего детства подрабатывал. Приходилось экономить на всем. Сережа писал ценники для магазинов и фирм, чем потом очень гордился, поскольку еще ребенком и подростком мог материально помогать матери. Именно тогда он выработал каллиграфический почерк, который и сохранил на всю жизнь. Сейчас, разбирая его записки, удивляешься, как можно от руки так писать – легко, четко и красиво.

Будучи подростком, Сережа сам собрал велосипед из купленных на различных барахолках города запчастей, поскольку купить готовый велосипед было роскошью. У него уже тогда проявились черты лидера, он организовал местных пацанов под своим началом, выдал им об этом удостоверения, а если они нарушали дисциплину – исключал из своей организации и отбирал удостоверения. . Его заместителем был его друг, с которым они вместе когда­то писали ценники и который позже стал видным военным деятелем в Москве, дослужившимся до генерала.

Когда Сергей был еще 13­летним ребенком, летом 1932 года мама отправила его на каникулы в Коломяги (тогда туда ездили на дачу), где он пару месяцев жил у немецких фермеров. За это короткое время он научился немецкому подходу к ведению хозяйства – экономному и рачительному, исключительному порядку, а также абсолютной обязательности. Тогда же он усвоил принцип «Пообещал – сделай, не уверен, что сможешь выполнить, – не обещай», узнал немецкую поговорку «Завтра, завтра, не сегодня – так лентяи говорят». Его любимой поговоркой она стала гораздо позже, он повторял ее по-­немецки: «Morgen, morgen, nur nicht heute, sagen alle faulen Leute».

Недолгое время, проведенное в немецкой семье, повлияло во многом и на его подход к работе – на его доскональную, до мельчайших деталей проверку документов, ведение проектов и документации, а также на разумную экономию во всем, как в вопросах государственной экономики, так и в ведении домашнего хозяйства. Иначе он не смог бы руководить ответственными проектами, связанными с обороной и космосом. Характерный пример, взятый из еще совсем недавнего прошлого: Сергей Сергеевич, будучи уже десятки лет на пенсии, в возрасте девяноста трех лет тщательнейшим образом проверял финансовые документы, подготовленные нотариусом, и… находил в них ошибки. Бестолковость, безалаберность, безответственность, отсутствие порядка, некомпетентность специалистов очень удручали его. Причины этого он видел в отсутствии персональной ответственности, точного распределения обязанностей и неизбежности наказания за халатность, как и в отсутствии поощрения за хорошую работу, а также, как следствие этого, – в недостаточной личной заинтересованности.

Повзрослев, он очень уважал образование и высокоэрудированных, образованных и интересующихся людей. Слова его старенькой и уже слепой бабушки: «Сереженька, получай знания, это единственное, что будет тебя всю жизнь кормить, что у тебя нельзя украсть, а деньги второстепенны, они от знаний придут…» – он повторял многократно, хотя в детстве воспринимал их не слишком серьезно.

Когда Сережа стал постарше, он работал летом вожатым в пионерлагере, что позволяло ему зарабатывать деньги для мамы и помогать семье. Одновременно эта работа научила его находить общий язык с людьми, нести ответственность за себя и других и развила в нем уже имевшийся организаторский талант. Это позже проявилось и в умении находить общий язык с приятелями сына, а потом и с внуками.

В школе он учился не слишком хорошо, но позже всегда с любовью и уважением вспоминал своих учителей, которые пытались вложить в него знания, особенно учительницу немецкого, несмотря на старания которой он не слишком глубоко выучил немецкий язык и позже жалел, что плохо владел ино­странными языками, которые бы очень пригодились ему в работе, зарубежных командировках а потом и в общении с коллекционерами во всем мире.

После школы Сергей сразу пошел работать простым рабочим на завод и, окунувшись в трудную рабочую жизнь, понял важность учебы. Год спустя он поступил в Политехнический институт. Когда Сергей был на третьем курсе, началась война, и немецко­фашистские войска очень быстро приблизились к Ленинграду. Он подал заявление в Красную Армию и был определен в народное ополчение, но в это же время был набор и в Военную академию связи им. С. М. Буденного, и его, как студента вуза, направили туда курсантом. Сначала Академия располагалась в осажденном Ленинграде, затем в декабре 1941 г. ее перебросили в Сибирь. Оттуда курсанты откомандировывались на фронт, и курсант Мяник был направлен в действующие войска связи на Ленинград­ский фронт.

Война подходила к концу, и стране нужны были специалисты. Так после окончания Академии связи Сергей Сергеевич вместо продолжения военной службы был направлен на работу в восстанавливаемую и развивающуюся промышленность. Руководство страны четко определило перспективные направления развития новейших технологий, была поставлена задача в кратчайшие сроки развить новое направление радиоэлектроники – радиолокацию. Начинать разработки приходилось с разборки, анализа и сравнения немецких, английских и американских аппаратов. Сергей Сергеевич часто вспоминал хаотично собранные американские, более или менее упорядоченные английские и идеально сконструированные, досконально проработанные и тщательно собранные приборы из Германии.

Несколько лет он фактически являлся единственным специалистом по радиолокации в судостроительной отрасли. Ему, тогда еще фактически начинающему инженеру, приходилось принимать участие в закрытых совещаниях в министерстве, где остальные участники были на уровне министров и заместителей министров. Все совещания тщательно стенографировались, и, естественно, существовала персональная ответственность за сказанное и за решения, определяющие стратегию развития отрасли. Мяник прошел весь долгий путь от ведущего инженера до заместителя главного инженера и начальника большого подразделения конструкторского бюро.

Сергей Сергеевич стоял у истоков радиолокационной техники и внес большой вклад в ее развитие в СССР в области обороноспособности, космической и гражданской техники. Он активно участвовал и в развитии международного сотрудничества – в поставках и установке радиолокационного оборудования в разных странах. Он работал в Китае, Египте, Турции и Югославии.

Впоследствии его работа была отмечена многочисленными правительственными наградами, в том числе орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а в 1975 году он удостоился чести стать лауреатом Государственной премии СССР.

Его конструкторское бюро оснащало в том числе и отечественные противолодочные крейсеры­вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», построенные в конце шестидесятых годов. Необходимости заказывать такие корабли за рубежом тогда не возникало. Оснащало оно и суда службы космических исследований СССР. Научно­исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» с гигантскими антеннами на палубах было флагманом морского космического флота.

Более подробно о работе Сергея Сергеевича в судостроительной промышленности можно прочитать в биографической энциклопедии «Судостроение России с XIX по XXI век».

Сергей Сергеевич всегда говорил, что как только он достигнет пенсионного возраста, то сразу уйдет, чтобы освободить место молодежи. В конструкторском бюро многие этому не верили. Но именно так он и сделал. Его уговорили еще несколько месяцев поработать консультантом. Но потом он сконцентрировался на активной и полноценной работе со своей коллекцией открыток. Эту вторую часть жизни он заранее запрограммировал, увлекшись собиранием открыток практически с молодости. До того работа с коллекцией помогала вечерами немного отвлечься от нервной и ответственной работы, и, как ни странно, именно в это время попутно находились новые решения сложнейших производственных проблем. Но на работу с коллекцией тогда оставалось совсем немного времени, и выход на пенсию стал естественным переломным моментом, с которого и началась, по сути, вторая половина жизни – «заслуженный отдых». Сергей Сергеевич стал активнее публиковать увлекательные статьи по истории города, корректировать ошибки в исторических книгах. К этому времени у него была уже собрана точнейшая, детальная информация об истории Санкт­-Петербурга, что и когда менялось в городе, начиная с его основания. Авторы книг зачастую использовали фотографии, не соответствовавшие тому периоду, который они описывали, и Сергей Сергеевич, можно сказать, с немецкой педантичностью читая их публикации, бывал очень раздосадован некомпетентностью и неточностью авторов. Ведь речь шла не о беллетристике, а об изложении исторических фактов.

Затем появилась возможность проводить выставки открыток. А вскоре начавшаяся перестройка улучшила и углубила зарубежные контакты, что, в свою очередь, повлияло на рост интереса к России и Петербургу за рубежом. Появилось предложение провести выставку в столице Финляндии. Большой успех имела выставка открыток из его коллекции в музее Искусств Амоса Андерсена (Amos Andersons Konstmuseum) в Хельсинки в 1990–1991 годах. Это один из немногих примеров выставок русских открыток за рубежом. Часть открыток была переиздана и продавалась в Финляндии к Рождеству 1990 года и позже.

Конечно же, коллекционная деятельность и работа с коллекцией могли быть осуществлены только при поддержке семьи. Супруга Сергея Сергеевича Людмила Алексеевна всегда была готова прийти ему на помощь. На некоторых этапах она активно принимала участие в подготовке к изданию его книг и проверке материалов.

Сергей Сергеевич сумел заинтересовать коллекционированием и своего сына Андрея. Сын был вовлечен в работу с открытками с раннего детства, он вместе с отцом ходил на собрания в общество коллекционеров и на самоорганизованные так называемые «толчки». Для подрастающего преемника это была школа не только коллекционирования, но и жизни. Там можно было научиться разбираться в людях и общаться с ними. Поначалу сын собирал открытки кораблей, но затем он с гораздо большим интересом обратился к теме родного города. Андрей публиковал свои первые статьи по истории Петербурга, еще будучи студентом. Тогда его интересовала, например, тема доходных домов Петербурга, в особенности построенных по проекту архитектора Лидваля. Сергей Сергеевич передал огромную часть своих знаний, идей и начатых разработок сыну, с тем чтобы его коллекция могла жить, развиваться и умножаться дальше.


Возврат к списку