Счастливые люди — визитная карточка СССР.
№ 3 (30354) 15 — 18 января 2016 года
6 ПОЛОСА
Автор: Ольга ЖУКОВА. Кандидат исторических наук.
К 105-летию художника Евгения Гундобина
9 октября 1957 года главная газета страны — «Правда» опубликовала сенсационные, самые первые материалы об искусственном спутнике Земли. Схема его из газеты вдохновила художника Евгения Николаевича Гундобина на создание первой почтовой марки на эту тему. Чёрно-синяя марка, отпечатанная на голубой бумаге, поступила в продажу 5 ноября 1957 года. Так была открыта космическая эра в истории филателии!
НЕ ЗРЯ называют марку визитной карточкой государства. На ней отражаются события и даты, которыми гордится страна. Но ведь и почтовая открытка (вдумаемся в само название!) — тоже визитка страны. Во всех смыслах — открытая, доходчивая, понятная, близкая всем. Текст её доступен для прочтения каждому, кому попадёт она в руки, и чувства, выраженные в ней, — тоже самые открытые и искренние.
В 1953 году моя мама, тогда школьница, отправила своему дедушке Ивану Тимофеевичу открытку: старшеклассница в школьной форме с белым фартучком и пионерским галстуком обнимает младшего братишку, в руках которого — «Родная речь». Оба улыбаются, в руках букет: «С великим праздником Октября». Дедушка прикрепил её кнопкой к стене и часто умилялся, повторяя: «На моих внучков похожи!»
Старшие из читателей «Правды» наверняка помнят открытки художника Гундобина, хотя фамилию автора, мелким шрифтом публикуемую на её адресной стороне, замечают разве что коллекционеры-филокартисты. Но так было не всегда. Когда-то на адрес Министерства связи СССР из разных городов и весей страны приходили письма с припиской: «Для художника Гундобина лично». А в них — трогательные слова благодарности: «...положила открытки перед собой и пишу Вам, уважаемый товарищ Гундобин. Вот за этих счастливых людей, что Вы так хорошо изобразили, земной поклон Вам и сердечное спасибо!»
Да, именно счастливые люди Советской страны стали главными героями художника Евгения Гундобина. Про новогоднюю открытку, где изображены малыши, несущиеся со снежной горы, и сказочный Дед Мороз, приветствующий их, изданную тиражом 15 миллионов, художник говорил: «В один день я поздравил весь советский народ!»
Любопытно, что этот замечательный художник, всё творчество которого стало ярким образцом социалистического реализма, корнями своими был из рода купцов Гундобиных, державших полотняный завод в древнем Муроме. В далёком 1909 году Николай Алексеевич Гундобин со всеми домочадцами перебрался из родных пенатов в Оренбург: крупная золотопромышленная компания пригласила на должность старшего присяжного бухгалтера Казанского общества счетоводов. Красивым каллиграфическим почерком выводил он записи в своих гроссбухах да амбарных книгах, как зеницу ока хранил богатую коллекцию всевозможных перьев.
А сын его — Евгений Николаевич, родившийся 22 декабря (по новому стилю) 1910 года, выбрал главными своими рабочими инструментами и тонкое острое перышко, и мягкую кисточку. Он усердно учился рисованию ещё в школе и после её окончания в 1927 году стал старшим чертёжником и художником-картографом в Оренбургском окружном земельном управлении. В 1931 году Евгений в столице уже поступает в художественный институт им. Сурикова (Вхутеин). Студентом подрабатывает карикатуристом в газете Завода им. Осоавиахима, ретушёром — в иллюстрационном отделе газеты «Правда».
С 1936 года рисует политические плакаты и карты военных действий в Европе для редакции «Известий». В воздухе пахнет войной, но молодой художник как будто на время отвлекается от тревожных реалий, погружаясь в мир анимации, — после окончания курсов художников-мультипликаторов ему рады и на «Союзмультфильме».
Война... Ожидаемая, но такая неожиданная. Художник Евгений Гундобин отправляется на курсы младших лейтенантов радиосвязи, но командовать радиовзводом пришлось недолго. Фронту нужны и творцы тоже! На Карельском фронте художник и фотокор армейской газеты «Во славу Родины», снимая боевые эпизоды, получает ранение. После госпиталя возвращается на фронт выпускающим газеты «В решающий бой». Фронтовые дороги довели до Венгрии, Румынии, Австрии, Чехословакии. Лишь в мае 1946 года Евгений возвращается в Москву с орденом Красной Звезды и медалями на груди, а в кармане гимнастёрки — с осколком от снаряда, что подарил на память о спасении военный хирург.
Газета «Вечерняя Москва» публикует его плакаты к знаменательным датам и праздникам на первой полосе. В 1947 году «Вечёрка» поздравляет читателей с 800-летием столицы плакатом Евгения Гундобина. В 1950 году он по заказу Дирекции знаков почтовой оплаты при Министерстве связи СССР рисует первую свою почтовую марку, по сути — художественную миниатюру, посвящённую конечно же Дню Победы.
Сын художника, Виталий Евгеньевич, вспоминает отца человеком жизнерадостным, остроумным, откликающимся весёлыми карикатурами не только на мировые события, но и на события в жизни своей семьи. Накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году сын решил «иллюминировать» свой велосипед — вставил цветные лампочки в обода колёс. Отец нарисовал на сына шарж, доведя «тюнинг» до абсурда, — Виталик с лампочками во рту, в ушах, лампочки и вместо глаз...
...Страна, живущая как одна семья, не знала тогда, что идея открытки, изображающей мальчугана с гирляндой флажков у ёлки, родилась у художника, когда смотрел он, как наряжал ёлку его сынок. Примерил Виталик новую школьную форму — и отец нарисовал открытку «Ещё „пятёрка“!» А когда сын уходил в армию, по всей стране разлетелась открытка с солдатом, стоящим на страже Родины, украшенная лавровой ветвью и гвардейской лентой... «Это я тебе в назидание перед призывом», — сказал тогда отец.
К юбилею Евгения Гундобина отделением «Отечественные художники-иллюстраторы» Союза филокартистов России и стараниями филокартиста Светланы Корниловой был подготовлен изумительный календарь с изображениями лучших его открыток. Готовится каталог, где будут представлены не только открытки и марки, но ещё и конверты, штампы, иллюстрации для прессы, фото из семейного архива. Оказывается, у советского народа было гораздо больше праздников, кроме Нового года, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. И все их можно «проследить» по открыткам и плакатам художника, составить своеобразную ретроспективу жизни счастливых советских людей: школьников поздравляли — с 1 сентября и с аттестатом зрелости, миллионы семей — с новосельем и всю страну — с величайшими событиями космической эры.
Сегодня всё творческое наследие замечательного советского художника Евгения Николаевича Гундобина стало назиданием нам. Надо помнить о том удивительном времени, когда люди умели жить небогато, но дружно и счастливо. И все праздники у них были — семейными, но только вот семьёй была вся страна!