Открытки - не только предмет коллекционирования
Наш собеседник сегодня - Арсен Аркадьевич Мелитонян, профессор Московского гуманитарного университета в 2010-2015 годах, кандидат исторических наук, культуролог, автор многих десятков научных и просветительских публикаций по вопросам культуры, архитектуры, сохранения историко-культурного наследия, общественных отношений, член нескольких творческих союзов, лауреат литературной премии «Словесность» и архитектурных конкурсов.
Ровно три года назад, в марте 2015 года, в нашей стране была зарегистрирована новая общественная организация – Общероссийская общественная организация коллекционеров и любителей открыток «Союз филокартистов России». А.А. Мелитонян стал её президентом. А ещё Арсен Аркадьевич является членом президиума Союза филателистов России, членом президиума Национальной Академии филателии России, членом правления Союза коллекционеров России, председателем правления АНО «Народный архив».
О том, чем занимается Союз филокартистов России сегодня, какие задачи решает и с какими проблемами сталкивается, мы и попросили рассказать А.А. Мелитоняна.
ПС: Филокартисты много лет были объединены с Союзом филателистов России. С чем связано решение организовать свой отдельный Союз? Вам стало тесно в рамках Союза филателистов?
А.М.: Филокартисты действительно всегда взаимодействовали с Союзом филателистов в рамках собственной секции. Но открытка воспринимается филателистами, прежде всего, в качестве носителя, основы для марки. Филателистов интересует марка как знак почтовой оплаты, её разновидности, раритетные выпуски, интересует прохождение отправления через почту, другие аспекты в почтовой истории. Но саму открытку, почтовую карточку, её историю, издательства, способы печати и многое другое, что связано именно и только с открыткой, филателисты, за отдельными исключениями, не изучают, т.е. иллюстрированная почтовая карточка была всегда неким дополнительным предметом и рассматривалась в филателии в совокупности с маркой и особенностями прохождения почты. До недавнего времени в мировой филателии и класса-то такого не было: открытка. Этот класс, отдавая должное почтовой карточке как самостоятельной и значимой части почтовой истории, появился три года назад. Тем не менее, открытка всегда присутствовала на филателистических выставках.
Филокартия, существуя в России столько же, сколько и отечественная иллюстрированная почтовая карточка – с 1894-1895 годов, в очень большей степени занимается общекультурным наследием во всём его многообразии. Практически нет таких тем, которые бы не нашли своего отражения на иллюстрированной открытке. За последние 25 лет практически все крупные города России выпустили книги по истории и краеведению, в которых носителем документальной информации являются открытые письма и почтовые карточки. Увидели свет многочисленные издания по поздравительным, художественным, тематическим, рекламным открыткам.
Что касается аспекта экспонирования в рамках филателистических выставок, то для многих филокартистов, давно занимающихся показом своих коллекций, пока ещё непривычно и достаточно сложно выставляться на листах формата А4 или А3. По давно сложившейся традиции открытки, чаще всего, показываются на планшетах по 10-15 штук на каждом.
Филокартисты и филателисты, конечно же «братья по крови». Нас объединяет принадлежность к почте, к её истории, хотя сегодня термин «открытка» в понимании определённой части филокартистов уже распространяется не только на почтовые карточки.
ПС: Вы ведь являетесь членом Президиума Союза филателистов России?
А.М.: Да. А ещё – членом Президиума Национальной академии филателии России. Мы работаем рука об руку с Союзом филателистов и Академией, что естественно. Будем расширять своё участие в филателистических выставках в рамках класса «открытка». В конце этого года в Ижевске пройдёт Всероссийская выставка, уже в самом названии которой будут присутствовать оба термина: «филателия» и «филокартия». Это – новый, более высокий уровень для тех филокартистов, которые решат участвовать в филателистических выставках. Мы и дальше будем популяризировать включение филокартических экспонатов в филателистические выставки. Коллекции, созданные на основе иллюстрированных открыток очень зрелищны, хорошо воспринимаются посетителями выставок, молодёжью, детьми. Но у филокартистов, за исключением отдельных экспонатов и тем, таких как например, рекламная открытка, нет большого опыта участия в конкурсных классах филателистических выставок, ещё только разрабатываются выставочные регламенты, нет пока и своего, отдельного жюри.
ПС: Арсен Аркадьевич, а как давно началось Ваше увлечение почтовыми карточками?
А.М.: Я коллекционирую открытки уже более пятидесяти лет, с раннего детства. Всё началось с видов мировых столиц, собрания, которое начал формировать для меня мой дедушка – архитектор по специальности. Он очень тонко чувствовал архитектуру и старался привить мне, в том числе и таким образом, любовь к этой профессии, одновременно знакомя меня с мировыми столицами, с культурой других народов. Это были 1960-е годы, информация была дозированной, для большинства жителей страны побывать за границей было несбыточной мечтой, а передо мной открылся огромный цветной мир! Между прочим, у меня по географии была пятерка, в том числе, и благодаря увлечению открытками.
А ещё, дедушка, видимо, лелеял мысль о том, что внук тоже станет филокартистом. Его желание сбылось! Я стал архитектором и филокартистом. Сам он ещё с довоенных времен собирал почтовые карточки с видами старой Москвы начала ХХ века, и эта коллекция, хотя по нынешним временам была и небольшая – около 900 открыток, но уникальная. Вторых экземпляров некоторых карточек я потом никогда не встречал, хотя перевидал многие десятки тысяч открыток с видами Москвы того периода.
Я унаследовал коллекцию дедушки, благодаря помощи родственников и коллег к началу 2000-х годов она уже насчитывала более 8.000 дореволюционных карточек. Помимо этого, был очень широко представлен советский период, в том числе довоенные карточки, а также открытки, изданные после 1991 года. Эта коллекция больше мне не принадлежит, но я продолжаю подбирать почтовые карточки, связанные с благотворительностью, историей.
ПС: В чём отличие коллекционирования открыток и марок?
А.М.: В этом вопросе существует несколько аспектов. Марки – признанные в мире в целом или на определённых территориях знаки почтовой оплаты. Соответственно, информация о выпуске марок, даже если они выходили мизерными тиражами, существует, марки поступали в официальный почтовый оборот. Они каталогизированы, учтены. Есть разновидности, редчайшие образцы, есть особенности выпусков, надпечатки, не пошедшие в тираж образцы, уникальные свидетельства прохождения почты и многое другое. Но сами марки известны. В то же время, филателия – это и домарочный период, и непочтовые марки, и почтовые отметки, штемпели, конверты, бланки, формуляры, телеграммы… То есть сфера филателии очень и очень широка.
В филокартии (коллекционировании, в основном, двухсторонних иллюстрированных почтовых карточек) нас, прежде всего, интересуют изображения. С 1872 до 1894 годов издание открытых писем (отсюда и название – открытка) в Российской империи контролировало государство. Но они не были иллюстрированными. Когда же в 1894 году последовало разрешение частным фирмам печатать открытые письма (с 1908 года – почтовые карточки), начался настоящий бум выпуска именно иллюстрированных бланков почтовой корреспонденции. Открытки выпускали все, от крупнейших издательств до фотоателье в провинциальных городках и торговых домов, магазинов. Была масса частных изданий и единичных выпусков. Известны и т.н. самодельные открытки, существующие в единственном экземпляре. После 1905 года и вплоть до событий 1917 года подпольно выпускались карточки с политическими карикатурами. В целом, период с 1895 по 1917 год в филокартии принято называть «золотым веком открытки». Количество циркулировавших по стране и за рубежом открыток исчислялось миллиардами, а количество сюжетов никто и никогда не сосчитает. И сколько ни собирай ту или иную тему, всегда находятся новые изображения, неизвестные открытки, выпуски, не попавшие ни в старые, ни в новые каталоги, которых тоже совсем не много. Выражение: «никогда не видел» можно услышать даже от самых маститых филокартистов. Т.е., сначала само изображение, а уже вкупе с ним способ печати и её особенности, оформление адресной стороны, издательство, адресаты, тексты и специфика прохождения почты.
И даже не смотря на контроль государства за выпуском открыток в период 1918 – 1991 годов и сохранение обязательных экземпляров, встречаются редчайшие, в основном, региональные издания, до поры неизвестные специалистам. Ну, а после 1991 года открытки вновь стали выпускаться очень большим количеством фирм, теперь вновь – это частные издания. Т.е. поиск «невиданных» открыток будут только нарастать.
Второе отличие в том, что открытка является комплексным «самодостаточным» средством коммуникации, носителем информации – изображения и текстового сообщения. Даже появилось и устоялось такое словосочетание – «открытка говорит». Особенно для нас интересны тексты, которые связаны с известными отправителями и получателями посланий, а также те, которые вместе с изображением на открытке иллюстрируют происходящие события. Например, использование «открыточных» текстов в четырехтомнике «Первая мировая война на почтовых открытках», выпущенном Издательским Домом «Крепостновъ» в г. Кирове в 2015 году, позволило почувствовать всю тяжелейшую атмосферу общемирового конфликта, по сути, стать свидетелями конкретных событий и узнать о конкретных людских судьбах. Не зря академик Д.С. Лихачёв называл открытки «свидетелями эпохи», «визитными карточками времени».
И ещё одно отличие – состояние почтовых карточек. Поскольку, как я уже говорил, можно встретить какую-то раритетную открытку один единственный раз в жизни (это касается, в основном, малотиражных карточек, выпущенных в конце XIX - начале XX века и в советское время в довоенный период), некоторые филокартисты часто кладут в свою коллекцию открытки в довольно «плачевном» состоянии в надежде, что когда-нибудь их можно будет заменить. Я принадлежу к числу таких фанатов. А иногда такая замена просто невозможна, поскольку либо точно понятно, что вторую открытку найти никогда не представится возможным, либо открытка несет уникальный текст. Представить же себе надорванную марку в коллекции филателиста для меня практически невозможно… Но, может быть, я и ошибаюсь…
ПС: А с чего, собственно, началась филокартия?
А.М.: В следующем году исполняется 150 лет почтовой открытке или «корреспондентской карточке». Она поступила в продажу 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии. В России этот вид почтовой продукции появился в 1872 году с наименованием «открытое письмо». Это был листок картона установленного размера, на одной стороне которого полагалось писать исключительно адрес, а на другой – сообщение. Иллюстрации на этих бланках не предусматривались. Как я уже говорил, в России выпуск открытых писем почти до конца XIX столетия осуществлялся Экспедицией заготовления государственных бумаг. На бланках печаталась марка с соответствующим номиналом, на них наносился государственный герб или знак почтового ведомства. Но в Европе частные издатели быстро заметили, что отправители начали рисовать на карточках какие-то картинки, что очень скоро привело к появлению иллюстрированных открыток. Именно с появлением иллюстрированных почтовых карточек связано появление филокартии как отдельного направления коллекционирования. Т.е. для нашей страны тремя рубежными датами для филокартистов являются 1869, 1872 и 1895 годы. Именно в 1895 году в частном издании (но ещё при государственной цензуре) вышла первая известная серия иллюстрированных открытых писем с видами достопримечательностей Москвы.
Очень быстрое развитие почтовых коммуникаций с помощью огромного числа иллюстрированных открыток, к созданию которых были привлечены многие выдающиеся фотографы и художники, практически сразу привело к появлению собирателей открыток различной тематики.
Мы в шутку иногда называем филокартию «интернетом начала ХХ века», потому что нет практически ни одного значимого для страны события, не отраженного на иллюстрированной почтовой карточке. Особое значение в начальную пору коллекционирования почтовых карточек придавалось открыткам, прошедшим почту, хотя сегодня многие филокартисты отдают предпочтение т.н. «чистым» карточкам.
ПС: Наверное, большая часть работы филокартистов связана с проведением выставок. Какие Вы могли бы отметить особо?
А.М.: Выставочная деятельность для филокартистов действительно является одной из важнейших форм демонстрации своих коллекций и популяризации иллюстрированных почтовых карточек как неотъемлемой части историко-культурного наследия. Первые выставки открыток проводились в начале ХХ века, потом, после большого перерыва – в советское время ещё до войны, а затем уже в послевоенное время. Но, несмотря на деятельность выдающихся филокартистов, таких как Н.С. Тагрин, выставочная работа в филокартии на была масштабной. Выставочная активность начала нарастать в 1980-е годы, а к концу 1990-х годов приобрела уже регулярный характер. Среди моих коллег-филокартистов есть такие, которые приняли участие уже более чем в сотне выставок, организуя их и показывая свои собрания как в крупнейших залах страны, так и в небольших районных библиотеках и клубах.
Наиболее крупные филокартические выставки в последние два десятилетия были проведены как в Москве, Санкт-Петербурге, так и в городах средней полосы России, в сибирском, дальневосточном и других регионах. В 2006 году выставка, посвящённая изображениям Московского Кремля на старинных почтовых открытках прошла в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Филокартические экспозиции были представлены в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Белых палатах на Пречистенке. В течение пяти лет существовал Музей открытки как самостоятельная часть экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. С 2007 года осуществляются выставочно-ярмарочные проекты на базе московского Центрального дома художника: «Postcardexpo» и «Старая бумага». Интереснейшую выставочную и научно-исследовательскую работу проводят в северной столице Центральный музей связи имени А.С. Попова, Санкт-Петербургский Клуб любителей истории открыток, Детский музей открытки. Два года назад прошла знаковая выставка в г. Александрове: «Миг жизни городской. Ретро история». Это был совместный выставочный проект музея-заповедника «Александровская слобода» и Союза филокартистов России.
В городе Кирове создана и работает на базе Музейно-выставочного центра «На Спасской» первая постоянная краеведческая выставка «Вятка на старинной открытке». При поддержке Издательского Дома «Крепостновъ» была сформирована и показана сначала в Москве, затем в Кирове и Тюмени наиболее крупная в мире филокартическая выставка: «Детский музей истории русской открытки», экспозиция которой насчитывает более 2.500 подлинных почтовых карточек, рассказывающих не только подрастающему поколению, но и всем многочисленным зрителям о удивительном мире отечественных почтовых карточек, изданных в нашей стране с конца позапрошлого столетия до наших дней. С декабря 2017 года эта экспозиция на постоянной основе развёрнута на площадях великолепного Музейного комплекса им. И.Я. Словцова в самом центре Тюмени.
Еще одним подтверждением всё возрастающего интереса к иллюстрированным открыткам были выставки и проекты, осуществлённые в 2017 году. Полгода, с сентября 2017 по февраль 2018 года в Москве, в парке «Зарядье» проходила выставка «Русская Арктика», на которой, в том числе, была представлена совместная экспозиция союзов филокартистов и филателистов (это к вопросу о родственности и взаимной поддержке). В 2017 году в Москве также прошли филокартические выставки, посвящённые XIX Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, 100-летию событий 1917 года, ряд других. В Санкт-Петербурге с успехом была показана совместная Российско-финская выставка.
Кстати, в мае 2017 года в Тампере (Финляндия) прошла Европейская филателистическая выставка, проводившаяся под патронатом ФЕПА и при сопровождении ФИП. Там впервые на таком высочайшем уровне были представлены экспонаты в самостоятельном классе «открытка».
Филокартистами и филателистами в прошлом году было осуществлено и много других самостоятельных и совместных проектов, в том числе в регионах России, например, в Воронеже, Дзержинске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге, Саратове, Челябинске и других городах.
ПС: Выставки - это большая, но не единственная часть работы?
А.М.: Безусловно! Наша главная задача – всеобъемлющее признание филокартии важным источником по истории и культуре страны и мира. В этом вопросе мы сотрудничаем с крупнейшими учреждениями культуры страны: Российской государственной библиотекой и Российской государственной библиотекой искусств, сотрудники которых вместе с филокартистами взяли на себя великий труд по разработке методических рекомендаций по описанию открыток для фондов библиотек и музеев страны в соответствии с действующими стандартами. Взаимодействуем с Центром социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, с Зональной научной библиотекой им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Государственной универсальной областной научной библиотекой им. А.И. Герцена в Кирове, Национальной библиотекой Удмуртской Республики, Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Александровская Слобода» и другими коллегами. В Санкт-Петербурге филокартисты самым активным образом сотрудничают с Российской Национальной библиотекой и Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина, с ведущими музеями.
Деятельность по развитию филокартического направления стала в целом одним из важных направлений работы Российской государственной библиотекой искусств. За более чем десять лет нашего сотрудничества в сфере филокартии, коллегами из РГБИ были организованы не только филокартические выставки, но, главное, многочисленные семинары, круглые столы, конференции, на которых выступали хранители коллекций, научные сотрудники, филокартисты из многих регионов страны, из различных музеев, архивов, библиотек. Мы очень признательны руководству и сотрудникам библиотеки за такое внимание к филокартии!
Одновременно, филокартисты активно консультируют тех специалистов, которые осуществляют свои научные исследования, опираясь на данные по истории иллюстрированных открыток. Защищено уже несколько научных диссертаций по историческим дисциплинам, основанным на изучении открыток различной тематики.
Около десяти лет назад, задолго до создания Союза, был впервые составлен «Справочник филокартиста», в который были включены большинство известных на то время статей и книг по филокартической тематике. Сейчас на сайте Союза филокартистов России: Союзфилокартистов.РФ (www.russianpostcardunion.ru) мы продолжаем эту работу, дополняя справочник теми изданиями и публикациями, которые были осуществлены за прошедшие годы. А это – сотни публикаций и даже монографических исследований, в том числе многотомник по истории Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда, исследования по городам Владимирской губернии, другим регионам, книги, раскрывающие во всей полноте творчество выдающихся художников, работавших в жанре открытки: Е.М. Бём, А.А. Лаврова, С.С. Соломко. Вышли в свет каталоги открыток, выпущенных ведущими издательствами начала ХХ века, тематические каталоги художественных карточек под редакцией В.Б. Лебедева, каталоги открыток советских художников-иллюстраторов под редакцией С.Н. Корниловой, а также великолепные тематические издания: «Банки Российской империи», «Русский стиль в поздравительной открытке», «Почтовые карточки Российской империи с рекламными объявлениями. Цельные вещи» и многие другие.
Очень важны отдельные, поистине, основополагающие издания. Сред них, помимо ряда уже упомянутых выше, фундаментальный труд недавно ушедшего от нас выдающегося коллекционера-исследователя из Санкт-Петербурга А.Д. Гдалина об открытках блокадного Ленинграда. В самые тяжелые для города годы было выпущено около 1,5 тысяч наименований открыток, которые свидетельствовали – Ленинград живет и борется. На почтовых карточках – тяжелейшие будни сражающегося, отрезанного от всей страны города: огороды на Исаакиевской площади, маскировка памятников, снежные заносы, забор воды в Неве, зенитки, высвеченные прожекторами самолеты, герои-защитники... А ещё в блокадном городе издавались открытки для детей…
Важнейшее направление работы – популяризация филокартии, как прекрасной формы семейного досуга, основы для просветительской деятельности, как формы социализации. Мы с Вами говорили о начале моего коллекционирования. Если бы не связь поколений, не желание моего дедушки приобщить меня к мировой культуре через собирание коллекции, многое в моей жизни сложилось бы по другому. Детский музей открытки в Санкт-Петербурге, Детский Музей истории русской открытки в Тюмени, популяризаторская деятельность в Кирове, выступления в школах, гимназиях, встречи со школьниками в рамках презентаций в районных библиотеках, в домах культуры, в Московском планетарии, в других учреждениях культуры нацелены не только на сохранение истории и культуры, но, прежде всего, на воспитание, на формирование гражданской позиции, на развитие личности, на патриотическую деятельность, если угодно! И это не пустые слова!
ПС: Арсен Аркадьевич, какие проекты Союза филокартистов России Вы считаете наиболее удачными?
А.М.: Сам Союз филокартистов России – очень молодая организация. Но она основана на преемственности, у неё мощнейший фундамент более чем вековой деятельности выдающихся коллекционеров. Безусловной удачей я считаю уже сам тот факт, что всем нам совместно удалось поднять филокартию до столь высокого уровня. Сегодня, благодаря, прежде всего, деятельности сотен подвижников, наших коллег-филокартистов на протяжении последних нескольких десятилетий, в общественном сознании филокартия стала не просто одним из направлений коллекционирования, а полноценным источником знаний об истории и культуре, а открытка – неотъемлемой частью многих культурных проектов.
Удачи же зависят от угла зрения. Для филокартии и Союза филокартистов России в целом – это участие ведущих учреждений культуры в исследовании и популяризации иллюстрированных почтовых открыток, в начале формирования полноценных фондов открыток, в выходе монографических изданий, в защите диссертаций, в осуществлении крупнейших выставочных проектов. Для регионов и региональных исследователей – выпуск по сути исчерпывающих краеведческих исследований о больших и малых городах России, во встречах увлеченных людей – коллекционеров-филокартистов, формирующих вокруг себя атмосферу заинтересованности, воспитывающих подрастающее поколение на собственном примере.
Важным мы считаем тот факт, что всё больше и больше проектов нами стало осуществляться совместно с ведущими государственными и общественными организациями культурной сферы, представителями ведущих СМИ. Помимо тех, о которых я уже говорил, это Музей Москвы, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Российское военно-историческое общество, Фонд «История Отечества», Международный союз общественных организаций книголюбов, НП «Гильдия книжников», Информационное агентство России «ТАСС», журнал «Русское искусство», газета «Вечерняя Москва», многие другие организации как общероссийского, так и регионального уровней.
Еще одна тема, которой мы всколыхнули общественность, это т.н. «открытки милосердия», почтовые карточки, которые издавались в Российской империи в благотворительных целях. В рамках этой работы Издательским Домом «Крепостновъ» подготовлен к печати 3-томник с полным описанием почтовых карточек Общины Святой Евгении и рассказом о художниках и фотографах, сотрудничавших с издательством.
К успешным проектам Союза филокартистов России можно также отнести и информационное обеспечение деятельности в сфере коллекционирования открыток. Помимо уже достаточно давно, с начала 2000-х годов существующих журналов «ЖУК» и «Филокартия», за последние три года удалось сформировать систему информационного продвижения в сети интернет. К уже существовавшим ранее интернет ресурсам, посвящённым коллекционированию открыток, добавился сайт Союза, страницы и группы в социальных сетях.
ПС: А есть какие-то проекты с Почтой России?
А.М.: Отвечая на Ваш вопрос, надо говорить не только о Почте России. Сегодня положение таково, что почта занимается пересылкой корреспонденции, производство филателистической продукции сосредоточено в руках АО «Марка», взаимодействующего с Федеральным агентством связи. Реализация такой продукции осуществляется в специализированных салонах и почтовых отделениях. Филокартическая продукция выпускается многочисленными компаниями и организациями различных форм собственности и реализуется ими самостоятельно или через торговые сети. В то же время, общественные организации коллекционеров, выполняющие важнейшую популяризаторскую, просветительскую, пропагандистскую, т.е. изначально и очевидно некоммерческую функцию, выпали из цепочки и, оказавшись вне государственной поддержки, с одной стороны обрели свободу действий, а с другой, без постоянного финансирования остались практически без средств к существованию, рассчитывая лишь на незначительные членские взносы, сложно реализуемую возможность получения грантов, помощь отдельных меценатов и разовые проекты.
Почтовая служба – часть сложнейшего государственного организма, один из главных коммуникационных каналов для населения, государственных и общественных структур, бизнеса. И важно понять, насколько она заинтересована в развитии коллекционирования, ведь при её масштабах эта деятельность, на первый взгляд, слишком малозаметна… Но собиратели могут эффективно работать на имидж, популяризацию, участвовать в формировании системы доверия к почте, как к одному из государственных институтов и почтовой службе как важной составляющей исторического наследия страны. К сожалению, на моей памяти за последние лет пятнадцать ни одного заинтересованного, глубокого и, главное, сопровождающегося конкретными решениями и действиями совещания, затрагивающего взаимные интересы и коллекционного сообщества, и соответствующих государственных ведомств и структур, не было. Мы не раз пытались наладить постоянное взаимодействие. Возможно, недостаточно настойчиво…
ФГУП «Почта России» могло бы выступить катализатором этой деятельности, при её поддержке проще было бы получить гранты на некоммерческие проекты. А для почты развитие филокартии и филателии, в целом история почты могли бы стать отдельным направлением работы, способствовать формированию положительного имиджа, стать источником дополнительного заработка…
В вопросах взаимодействия существует очень важный аспект – региональный. Здесь есть удачные примеры взаимодействия. В числе положительных примеров – наши традиционно хорошие отношения с Московским почтамтом. Очень надеемся на новый этап сотрудничества и в качестве важного дополнения к самой почтовой деятельности, и в вопросе расширения экспозиции Почтового музея, и в части формирования центров по популяризации почты, и во взаимодействии с «родственными» союзами коллекционеров.
Мы приступили к совместной разработке проекта «Почта Победы», надеемся, что у нас все получится. В его рамках мы будем говорить об огромной роли почтовой службы в Великой Отечественной войне. По данным, предоставленным нам коллегами, за годы войны Главным военно-почтовым сортировочным пунктом было обработано 700 млн. простых писем, более 10 млн. заказных и ценных писем, около 900 млн. экземпляров газет и журналов, 200 тыс. ценных и более 3 млн. простых посылок, около 3 млрд. единиц агитационной литературы, перевезено 90 тыс. тонн почтовых грузов. О том, насколько была важна роль почты, говорит тот факт, что одной из первых по Дороге жизни из Ленинграда прошла именно почтовая машина с корреспонденцией. Планируется, что проект «зазвучит» к 75-летию Победы.
Задумались мы и о посткроссинге – современном, популярном, прежде всего, у молодёжи направлении коммуникационной деятельности, связанном с международным и общероссийским обменом открытками. Размышляем о совместных экскурсионных программах, о показе коллекций и других мероприятиях.
В целом, мы связываем большие надежды с региональными почтовыми организациями и региональным сотрудничеством. У нас сложились очень хорошие отношения с УФПС Удмуртской Республики, там вплотную занимаются посткроссингом, имеется хороший почтовый музей. Много мероприятий проводится на Саратовском почтамте.
ПС: Союз филокартистов России был образован три года назад. Что изменилось за это время?
А.М.: У нас созданы отделения в более, чем половине субъектов Российской Федерации. Мы стараемся помочь им в осуществлении выставочной, просветительской, организационной деятельности. Есть великолепные примеры очень интересной и масштабной работы! Правда, не все отделения достаточно активны. Сказываются и удалённость, и экономический фактор, и занятость. Ведь для большинства филокартистов их увлечение – это досуговая деятельность. А есть основная работа, семейные обязанности…
Отрадно, что в Союз филокартистов России начали обращаться и коллеги, которые формально ещё не вступили в организацию, но чувствуют потребность в поддержке и осуществляют собственные проекты. Очень интересно развивается проект «Нижегородская почтовая карточка. Открытка из прошлого», оригинальные красочные открытки выпускает Центр высоких технологий в Ижевске. Есть отклики на деятельность Союза и предложения о сотрудничестве от коллег из-за рубежа.
Мы гораздо увереннее и громче стали звучать в общественном сознании, получили признание научного сообщества. На конференциях по источниковедению, вспомогательным и специальным историческим дисциплинам постоянно обсуждается значение филокартии.
Союз филокартистов России стал соорганизатором нескольких крупных проектов: Форума коллекционеров России, масштабной выставки «Коллекции России» в Центральном доме художника. Вопросы поддержки коллекционирования ставятся нами, в том числе, на уровне Министерства культуры России, Общественной палаты Российской Федерации. Постоянно занимаемся популяризацией открытки, как части культурного наследия. Начали работать по грантовым программам.
Нашей задачей является поддержка филокартистов в их деятельности самыми разными способами – путем обращений и встреч на разных уровнях, подбора коллекционных материалов, консультирования в рамках подготовки выставок и т.д.
Основная цель деятельности Союза филокартистов России – обеспечение условий для всестороннего развития и популяризации филокартии в нашей стране, консолидация усилий всех заинтересованных в развитии филокартии граждан и организаций, создание условий для более полной реализации и охраны прав и законных интересов филокартистов Российской Федерации.
А ещё – региональное развитие: помощь музеям, библиотекам, архивам, расширение досуговой деятельности, сохранение семейной памяти, истории и культуры.
ПС: Что мешает этой благородной работе?
А.М.: К сожалению, сегодня коллекционные объединения оказываются один на один с существующей суровой экономической реальностью. Такие направления коллекционирования как филателия и филокартия теснейшим образом связаны с популяризацией истории страны, с изучением, воспитанием, образованием и т.д. Да, появилась возможность получать гранты, но сегодня они есть, а завтра… При этом деятельность, связанная с просветительством и образованием, должна быть постоянной. А на какие средства?
Мы практически уже не говорим, а кричим: - Посмотрите на примеры нашей деятельности. Про Тюменский Детский мир истории русской открытки мы уже говорили. Это и оригинальные карточки, и информация о более чем 11 тысячах иллюстрированных открыток. Темы различны: сказки, праздники, детские образы, русский костюм, космос…
Второй пример – Детский музей открытки в Санкт-Петербурге. Его основал почти 15 лет назад профессор, доктор психологических наук В.П. Третьяков. В его рамках ребята собирают открытки и сами формируют коллекции. Школьники начинают интересоваться историей, культурой, наукой, техникой. Многие формируют собственные выставки и ощущают себя полноценными исследователями в какой-то области.
А сколько других примеров сотрудничества и бескорыстного служения отечественной культуре. Да всё наше с Вами интервью состоит из таких примеров. Можно привести ещё сотни других…
Повторюсь, любое коллекционирование, будь то филокартия, филателия, нумизматика, бонистика, фалеристика, филумения и десятки других направлений, отвлекает ребят от негативных явлений, дает им дополнительный стимул для образования, структурное мышление, расширяет кругозор. Все это надо развивать, идти в школы, реализовывать детские и просветительские программы. Но…
Когда Союз филателистов существовал при поддержке государства, кружки коллекционеров были практически в каждой школе, во всех дворцах пионеров. Сегодня этого нет. Мы очень рассчитывали на то, что в постановлении, выпущенном два года назад о поддерживаемых государством на постоянной основе социально ориентированных общественных организациях, появятся культурные учреждения. Там упомянуты важнейшие вещи с точки зрения надзора, обеспечения малоимущих семей и инвалидов и т.д. Но культуры там не оказалось! А понятия «коллекционирование» практически нет даже в юриспруденции!
Нет понимания того, что коллекционирование является одной из основ сохранения культурного наследия, важной частью воспитательного, образовательного, просветительского процесса…
ПС: Так что же делать?
А.М.: Можно решать вопрос отдельно по филателии, филокартии, истории почты - вернуть им былую мощь в пропаганде достижений государства, освещении вопросов культуры, просвещения, досуга и т.д. А можно пойти на более высокий уровень, что мы и пытаемся делать, – говорить о коллекционировании в целом, как о той деятельности, которой увлекается очень большая часть населения в нашей стране – миллионы граждан России. Ведь по статистике оно занимает третье место в досуговом увлечении граждан после кулинарии и домашних животных.
Нужно говорить о коллекционировании, как об отдельном направлении, связанном с сохранением культурного наследия страны, о разработке базового закона о движимых культурных ценностях. Ведь это касается всех коллекционеров. Нужна правовая база, а коллекционирование обязательно должно быть включено в приоритетные государственные программы по развитию культуры!
В Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству представлены выдающиеся деятели театра, кинематографии, литературы, руководители государственных музеев и некоторое количество лиц, возглавляющих общественные и образовательные структуры. Коллекционеры, руководители частных музеев, учёные-культурологи, профессионально анализирующие и прогнозирующие развитие культуры во всем её многообразии, в нём не представлены. А ведь частных музеев скоро будет, наверное, не меньше, чем государственных! А сколько сотен общественных организаций, в том числе историко-культурной, патриотической и просветительской направленности действует в стране! Кстати, многие государственные музеи часто обращаются к коллекционерам с просьбами предоставить им артефакты из коллекций, потому что настоящие собиратели – блестящие эксперты, великолепно знающие свои предметы и тему исследования в целом.
Но самым оптимальным решением было бы принципиальное изменение в нашей стране отношения к культуре как таковой. Об этом надо говорить! Культура – это совокупность материальных и духовных достижений человечества, конкретного общества. Это – идеология страны, её духовный базис, позволяющий преодолевать трудности, добиваться успехов. А сегодня отношение к культуре в целом, по прежнему, как к некой обременяющей бюджет отрасли.
В то же время в мире есть другие примеры. В ряде совсем не бедных стран мира культура является бюджетоформирующей отраслью и, в том числе, за счет туристической, музейной и иной деятельности в сфере культуры обеспечивается доходная часть бюджета. А ведь ещё есть и вопрос производства товаров для сферы культуры, и создания обслуживающей инфраструктуры. Сфера культуры может создать очень большое количество обеспеченных финансированием рабочих мест, в том числе для пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями. Но это тема отдельного и очень большого разговора.
Проблем много. И глобального, и частного характера. Повторяю, культура рассматривается сейчас, в основном, в части своего воплощения в искусстве и творчестве. А культура – это состояние общества в каждом его проявлении, это – дыхание, это основа основ, это залог будущего развития!
Возвращаясь к основной теме нашего разговора, о будущем коллекционирования, филокартии, филателии, хочу сказать, то кто-то должен выступить инициатором, координатором в сложившейся непростой ситуации. Всем вместе нам необходимо выработать общую позицию. Есть коллекционеры, есть Почта России, есть Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство связи. Есть производители продукции, салоны и магазины, выставочные операторы, есть десятки тысяч посткроссеров… Давайте соберемся и поговорим.
С чего-то надо начинать!
Журнал "Почтовая связь". Вып. №3, март 2018.
На обложках: Женские образы на советской открытке из коллекций московских филокартистов. Автор подборки — С.Н. Корнилова, руководитель секции "Отечественные художники-иллюстраторы" Союза филокартистов России.