/ Московское городское отделение

Новости

24.04.2017

История пасхальной открытки в России

«Рождение» почтовой открытки

«Днем рождения» отечественной почтовой открытки принято считать 12 июня 1871 года, когда министром внутренних дел Российской империи по примеру некоторых европейских стран были утверждены «Временные постановления по почтовой части», которые узаконивали введение открытых писем. Первые открытые письма представляли собой почтовые карточки, на которых размещались только адрес получателя и текст обращения отправителя. Место для изображения на них не предусматривалось.

Первые иллюстрированные открытки в России появились в 1894-1895 годах. А в 1898-м появились и первые благотворительные открытые письма, изданные Общиной Св. Евгении Петербургского попечительного комитета о сестрах милосердия Красного Креста. Это были именно пасхальные благотворительные открытки, средства от продажи которых направлялись на помощь сестрам милосердия. В качестве иллюстратора председательница комитета Е.Ф. Джунковская пригласила известного художника Николая Каразина. Он безвозмездно создал четыре пасхальных сюжета акварелью: «Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна». Впоследствии Община Св. Евгении стала одним из самых крупных производителей почтовых открыток в Российской империи.

Внешний вид первых иллюстрированных открыток сильно отличался от современных: одна из сторон полностью отводилась под адрес, на другой же, где размещалось изображение, было принято писать текст письма. Однако отведенного места было явно недостаточно, и отправителям часто приходилось писать поверх рисунка. Чтобы исправить ситуацию, в 1904 году почтовые правила изменили. Теперь под изображение стали выделять целую сторону открытки, оборотная же сторона делилась пополам: слева писался текст сообщения, справа указывался адрес получателя.

С 1904 года поздравительная открытка начала быстро набирать популярность. Следующие 13 лет, вплоть до революционных событий 1917 года, наблюдался настоящий бум поздравительных открыток, в том числе и пасхальных. Спрос на них в нашей стране рос настолько быстро, что издательства не справлялись с производством необходимого их количества. Пришлось часть производства перенести в Европу и дать специальное разрешение на использование католических и лютеранских пасхальных сюжетов с надпечаткой «Христос воскресе!» специально для российского покупателя.

Пасхальная открытка или произведение искусства?

До революции многие знаменитые отечественные художники считали иллюстрирование открыток делом престижным и с удовольствием посвящали этому время. Сегодня сохранились открытки с иллюстрациями Ивана Билибина, Елизаветы Бëм, Михаила Моторина, Александра Бенуа, Федота Сычкова, графика-орнаменталиста и иконописца Бориса Зворыкина, художника-дизайнера Льва Бакста, пейзажиста Михаила Гермашева, художника-графика Георгия Нарбута и многих других. Такие изображения можно по праву считать тиражированными авторскими произведениями: их небольшой тираж (2-3 тысячи экземпляров) позволял контролировать и поддерживать очень высокое качество печати.

Что изображалось на пасхальных открытках?

Сюжеты пасхальной открытки были самыми разнообразными. Популярностью пользовались открытки с изображением одного или нескольких пасхальных яиц, часто украшенных изысканными орнаментами.

Распространены были открытки с композициями из пасхальных атрибутов, таких как верба, пасха, кулич.

Отдельным направлением можно считать сюжетные открытки и открытки, изображавшие целые сцены из городской или деревенской жизни. Среди самых известных сюжетов назовем подготовку к Пасхе (например, процесс крашения яиц) ; непосредственно празднование Пасхи: традиционное пасхальное целование, пасхальную трапезу; пасхальные гуляния и игры, такие как катание яиц и многие другие.

Особое место в иллюстрировании пасхальной открытке уделялось сценам церковного пасхального богослужения, таким как заутреня, крестный ход, освящение куличей и пасох и другим.

Издания за рубежом, печатавшие открытки для России, например, парижское издательство Ильи Лапина издание в Париже, иногда позволяли себе отступить от привычных для россиян сюжетов и включали в композицию открытки светские, иногда несколько гламурные, образы, более присущие европейской традиции.

На большинстве старинных открыток изображались современные началу ХХ века сюжеты. Однако некоторые иллюстрации как бы переносили нас в Россию XV-XVIII веков, описывали пасхальные традиции того времени. На них можно увидеть празднующих Пасху простых людей и даже исторические события, разворачивавшиеся при царском дворе, например, прибытие послов или христосование царя с патриархом. Подобные открытки имеют большую историческую ценность: по ним можно воспроизвести особенности костюма, традиции и обычаи прошлых лет.

При создании пасхальной открытки применялись разные техники выполнения изображения и разные виды отделки. Например, пользовались популярностью цветная графика на берлинских изданиях Ольги Дьяковой, орнаменты, тиснение.

Не скупились на фантазию художники, придумывая надписи к пасхальным открыткам. Наряду с традиционным поздравлением «Христос воскресе!», на карточках можно было прочитать поучительные наставления («В будни поработаем – в праздник погуляем!» (Елизавета Бëм), «Где кулич и тесто, там и наше место»), народные пословицы («Дорого яичко ко Христову дню», «К праздничку Христову. Не конь везет, а Бог несет!») и даже пасхальные стихи («Кулич-город» И. Билибина, «Весна идет, полна чудес – Христос воскрес! Христос воскрес!»).

Благотворительные открытки в годы Первой мировой войны

В Первую мировую войну увеличился выпуск благотворительных пасхальных открыток. Средства от их продажи шли на нужды фронта, помощь раненым и т.д. Такие открытки поднимали патриотический дух солдат. Основными сюжетами были: раздача пасхальных подарков на боевых позициях или различные сцены в госпитале. На них можно увидеть, например, сестер милосердия вместе с ранеными за молитвой или разделяющих пасхальную трапезу и даже визит Императрицы Александры Федоровны с Наследником Цесаревичем Алексеем в госпиталь. На некоторых открытках вместо рисунков помещались фотографии, являющиеся документальными свидетельствами событий тех лет.

Традиция пасхальной открытки продолжается и в советский период

15 апреля 1917 года Пасха в стране праздновалась с прежним широким размахом, однако февральские революционные события не могли не отразиться на сюжетах пасхальной открытки. Наряду с пасхальной атрибутикой на них появились лозунги «Свобода России», «Да здравствует Республика!» и др.

С 1918 году было запрещено издавать открытки религиозного содержания, в том числе и пасхальные. Но это не означало, что верующие перестали поздравлять друг друга. Для этого они использовали светские открытки, на оборотной стороне которых писали поздравление со Светлой Пасхой. Такие поздравительные надписи встречаются даже на первомайских открытках послевоенной поры.

Поздравительные открытки снова приобрели важное значение в годы Второй мировой войны: они поддерживали дух бойцов. Поэтому производство открыток увеличилось. Возросла и роль церкви в жизни страны. В пасхальные праздники на открытках военного периода кроме поздравлений с Пасхой появлялись надписи, где солдаты благодарили Господа за то, что остались живы.

В послевоенные годы наладилось производство самодельных, кустарных открыток. Они продавались «из под полы» в электричках и на рынках. Эти черно-белые, раскрашенные яркими анилиновыми красками карточки производились на обычной фотобумаге. Их сюжеты отчасти «вторили» некоторым дореволюционным открыткам. Как правило, это были сюжеты с целованием и пасхальные атрибуты.

Традиция поздравления с Пасхой продолжалась и в эмиграции. Русские издания в Европе и США (например, издательство А. Еременко (A. Yeremenko) в Нью-Йорке) выпускали пасхальные открытки как с оригинальными сюжетами, так и с репродукциями пасхальных изображений известных русских художников.

Пасхальная открытка в наши дни

«Возрождение» производства пасхальных открыток пришлось на конец 1980-х годов. Как и прежде, на их изображениях можно встретить праздничную атрибутику (куличи, пасхи, крашеные яйца), виды храмов и монастырей. Появилось отдельное направление – репродуцирование старинных пасхальных открыток дореволюционных времен.

В послесоветский период на пасхальных открытках стали появляться новые сюжеты и атрибуты. Например, на современных открытках распространено изображение Спасителя. Как атрибут пасхальной открытки появилась – матрешка. Некоторые открытки, тоже предназначенные для пасхальных поздравлений, - это абстрактные изображения, которые не содержат никакой пасхальной атрибутики вовсе. Сегодня, когда компьютерной графикой и печатью можно заниматься даже дома, все большую популярность приобретают самодельные пасхальные открытки.


Возврат к списку