К когорте таких профессионалов, бесспорно, принадлежит Иван Яковлевич Дергилёв. Анализ его творчества, которое продолжалось около сорока лет, позволяет говорить нам о том, что он был не только одним из ярких представителей жанра открытки, но и одним из основных создателей "лица" советской поздравительной открытки второй половины XX века.
Интуитивно чувствуя запросы времени, он, как и художники агитационного искусства России 1920-х годов, делал то, что больше всего отвечало настроениям народа, и это у него получалось. Тиражи открыток с его композициями в ряде случаев превышали 50 миллионов экземпляров и часто допечатывались многие годы! Он работал в крупных советских издательствах, выпускавших открытки ("Планета", "Плакат"), но наибольшее влияние на его творчество оказала деятельность в Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР. В 1960-е - 1990-е годы в "Дирекции" работала самая большая группа способных художников и фотографов, исполнявших композиции для марок, открыток, почтовых конвертов и телеграмм.
Открытки и конверты с темами "7 ноября - день Великой Октябрьской Социалистической Революции" и " 1 мая - Международный день солидарности всех трудящихся" относились к политической тематике и были наиболее сложными в исполнении. Они, по современной терминологии, были неотъемлемой частью фирменного стиля СССР, его своеобразной визитной карточкой с обязательной для исполнения символикой: крейсер "Аврора"; московский кремль со Спасской башней; серп и молот,- рабочий и колхозница; букет гвоздик и др. По своей форме поздравительные "политические" открытки приближались к плакату, а исполнять плакатные функции, но оставаться в жанре открытки было непростой задачей.
Каноничность советских символов способствовала развитию формальных поисков в их изображении, и любая творческая находка одного художника быстро становилась достоянием и его товарищей. Иван Дергилёв был упорнее и удачливее других в данных исканиях, и многие образы и приемы, найденные им, часто становились модными. Так, например, появились на открытках изображения "дергилёвских" гвоздик с особой формы соцветиями, крупных веток цветущих вишен и яблонь.
Необходимо отметить, что в создании "дергилёвских" гвоздик активно участвовала и жена Ивана Дергилёва - Виктория Михайловна Дергилёва, так же работавшая в жанре открытки.
С момента появления в послевоенном СССР в широкой продаже химикатов для цветной фотографии Иван Дергилёв, всегда увлекавшийся фотоискусством, начинает активно работать в области фотомонтажных и фотопостановочных поздравительных композиций. Это позволило ему стать не только основоположником советской "постановочной" цветной политической фотооткрытки, но и ее признанным лидером на протяжении нескольких десятилетий.
Для получения определенных эффектов мерцания огней салютов, полета снежинок, теневых затяжек, художник развинчивал объективы и вставлял между стекол оптики различные формы из прозрачных и непрозрачных материалов. Использовал несколько точек подсветки постановок на прозрачном или матовом стекле через различные цветные фильтры. Применял многократную экспозицию и массу ухищрений при самостоятельном проявлении пленок. Он первый стал активно использовать в тематических композициях вырезанные из бумаги буквы и цифры, которые смотрелись объемными при резком боковом освещении.
Все, что было наработано в композициях "7 ноября" и " 1 мая", Дергилёв эффектно развивал в работе над открытками "23 февраля - слава Советской Армии", "9 мая - день Победы над фашистской Германией", "8 марта - Международный женских день", "С новым годом!".
Отдельно остановимся на открытках новогодней тематики, которые позволяли исполнять "празднично-лиричные" композиции с ветками пушистых елей, сверкающими стеклянными игрушками - новогодними украшениями, поблескивающими гранями снежинками и фейерверком в ночном небе. За еловыми лапами необходимой расцветки и формы снаряжались целые экспедиции, а стеклянные шары раскрашивались в соответствии к задуманной цветовой гаммой.
Много сил было потрачено Викторией Михайловной на получение морозных узоров методом кристаллизации на стекле гипосульфита, так как это вещество вело себя очень непредсказуемо и упорно не желало красиво застывать в виде широких, сказочных белых ветвей. Почувствовав ветер перемен в конце 1980-х годов, Иван Яковлевич стал снимать композиции с горящими свечами в старинных бронзовых подсвечниках, возрождая рождественскую символику, забытую во время воинствующего атеизма.
Такие открытки стали мгновенно раскупаться. Часто требовалось разработать эксклюзивную поздравительную открытку вместе с конвертом. В этих случаях композиция, разработанная для открытки, полностью или чаще фрагментарно повторялась на конверте. Этот фрагмент мог быть как частью фотографии, так и перерисован с фотографии со значительными изменениями, но в том же колорите. Открытки с конвертом создавали "сувенирный" комплект, который считался наиболее торжественной формой "поздравления" или "приглашения". Самой ответственной темой считалось "Приглашение на свадьбу". Удержаться от безвкусицы и не скатиться до скучного официоза было непросто. Об этом свидетельствуют сотни карандашных набросков - композиционных поисков наилучших решений, оставшихся в семейном архиве. Цветы и кольца варьировались в самых неожиданных видах, что позволяло "дожимать" работу до предельной чистоты звучания каждого композиционного элемента.
Дергилёв много и очень разнообразно снимал цветы. С его творчеством связано становление и развитие темы полевых цветов в советской фотооткрытке. Над композициями из полевых цветов Иван Яковлевич всегда работал вместе со своей супругой. Чтобы цветы выглядели как можно дольше свежими, была разработана целая система их сохранения. И она действовала не хуже чем современные препараты, изобретенные для таких целей в Голландии. Цветы ночевали в холодной ванне, им прописывали таблетки, холодные компрессы и физические упражнения. Окрашивание растений применялось в исключительных случаях, т.к. в основном, было достаточно точечного освещения через цветные фильтры.
Сложной темой были композиции из садовых и полевых цветов, сплетение или выкладывание растений по задуманной геометрической схеме или в виде цифр или букв. Удач в такой работе было немного, но они были, что позволяет говорить о возможностях современных поисков. Иван Яковлевич и Виктория Михайловна сделали за свою творческую жизнь несколько тысяч композиций для открыток. Не все они были тиражированы, т.к. делалось несколько вариантов задуманной идеи. Но и той части, что попала в печать, хватило на каждое почтовое отделении СССР, каждый крестьянский дом и городскую квартиру".
П.П. Бесчастнов (Москва)
доктор искусствоведения, профессор